Практикум#3 Трансформация звука.

Приветствую всех, кто читает мои практикумы. У меня в запасе было как минимум три темы, на которые можно было бы что-то рассказать. И я никак не мог выбрать одну. Поэтому просто начал экспериментировать и получил интересный результат, которого не планировал изначально. Но тем не менее, мне думается, что это могло бы быть полезно. Поэтому решил поделиться.
Сегодня я расскажу, как сделать из звука барабана звук массивной железной трубы.

Итак, начинаю, как обычно, с создания нового проекта в программе Reaper, в котором я загружаю семплер Kontakt и записываю несколько барабанных ударов из его фабричной библиотеки.

Исходный материал. Барабанные семплы.

Как слышно из записи, барабаны, как барабаны. Ничего особенного.

Но вот что из них получилось — это уже интересно.

Небольшое лирическое отступление. Почему вообще барабаны, а не какие-то другие инструменты. Открою секрет. Дело в том, что я хотел поэкспериментировать с ударными звуками звуками, чтобы получить выстрелы. Это оказалось сомнительной идеей, потому что в звуке барабана содержится весьма ощутимый звон. Для выстрела это не очень хорошо, зато оказалось неплохо для имитации звука массивной металлической трубы или какого-то другого металлического объекта.

Вообще, моя методика в целом такова, что основана в большей степени на импровизации и творческом поиске. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что я искал один результат, а нашел другой. Тем более у меня не было строгих рамок. А результат получился вполне практичный. И к тому же, потребовался всего один прибор обработки. А именно — ревербератор.

Ревербератор RC-48

Я использовал ревербератор RC-48 от Native Instruments. Это софтовая реплика довольно известной модели Lexicon 480L. Не возьмусь судить, насколько она похожа по звуку на железный прототип, да и цель практикума в другом, но мне нравится этот ревербератор и я его использую нередко.

Вот что получилось по звуку после некоторых экспериментов с настройками.

Как слышно, это уже мало похоже на барабанные удары, а скорее на удары по железной трубе или железному контейнеру. Неплохо, но на мой взгляд недостаточно массивно. Поэтому я немного опустил высоту тона и чтобы подчеркнуть атаку звука обработал эквалайзером и компрессором.

Обработка «металлической трубы»

Теперь я отрендерю полученный результат в отдельный файл, чтобы проводить с ним дальнейшую обработку.

Рендер промежуточного результата

Этот промежуточный результат я решил обработать еще компрессором, гейтом, эквалайзером и дисторшеном.

Финальная обработка

Все это было сделано для того, чтобы звук стал немного «грязнее». На этом я решил приостановить эксперименты ибо так можно продолжать очень долго, не имея конкретной цели. Описательная часть практикума получилась на этот раз не очень длинной, но зато этому предшествовало значительное время экспериментов.

Надеюсь, было не скучно и может быть даже полезно.

До новых встреч.

Практикум#2 Ключи от всех замков.

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький. (Конфуций)

Приветствую всех, кому было не скучно читать мою предыдущую запись и тех, кто читает практикум впервые. Напомню, в моих записях будут описаны и показаны различные ситуации из реальной жизни саунд-дизайнера. Разумеется, рабочие ситуации, а не бытовые. После публикации прошлого практикума в комментариях было предложение написать про звуки типа выстрелов и взрывов. Признаюсь честно, эта идея не вызвала у меня восторга. Тем не менее, я попробовал поработать в этом направлении, но увы. Выбранная мною концепция подразумевает максимально обходиться своими силами во время подготовки практикума, а также, избегать по возможности инструментов не входящих в комплект DAW. Напомню, что я использую Reaper. Не исключено, что мне все-таки придется со временем изменить концепцию, потому что обходиться только встроенными плагинами сложно даже в силу многолетней привычки пользоваться определенными инструментами.

Так вот, что касается выстрелов и взрывов, то сделать их из ничего теоретически можно, я попробовал. Но результат мне не понравился. Скажем так — звук получается синтетический, применение ему, возможно, нашлось бы, но на мой взгляд ограниченно. Поэтому, выстрелы и взрывы синтезировать пока что не будем, оставим это на будущее. А почему, расскажу позже. Идея, которая пришла мне в голову, отчасти связана с тем, что недавно я завершил работу над подготовкой звуковой библиотеки «Ключи и Замки». Это был мой первый опыт создания библиотеки звуков. Опыт был интересный и я намерен развивать данное направление деятельности, невзирая на совершенные ошибки. Но вы помните, кто обычно не ошибается. Идея сегодняшнего практикума в том, что я воспользуюсь звуками из своей библиотеки и озвучу ими короткую анимацию из игры. На этом лирическую часть заканчиваю и перехожу к практической.

qip-shot-screen-044
Рабочее пространство

Все, как обычно, открываю Reaper и импортирую в него в первую очередь видео, которое буду озвучивать. Импортировать в данной программе можно просто перетаскивая файл прямо на рабочее поле. Разумеется, формат файла должен быть распознаваемым программой.

Импорт видео

Вот такое видео из игры Shapik the quest 2, любезно предоставленное мне разработчиком. И озвучивать я его буду звуками из своей библиотеки. Первым дело, разумеется, просматриваю видео.

Кликнуть чтоб просмотреть GIF

Я специально выбрал анимацию, которую можно было бы озвучить имеющимися звуками замков и ключей, то есть анимацию с явным механическим действием. Но если представить звук открывающегося замка, то даже без специальной подготовки можно понять, что это не совсем то же, что и на видео, где опускается массивный рычаг электропитания. Но это не страшно. Именно в таких ситуациях и нужна фантазия и навыки саунд-дизайна. Итак, перехожу к главной части — выбору подходящего звука. К сожалению, сам процесс выбора звуков я не смогу показать детально, поэтому лишь опишу процесс и выложу скриншоты.

Пример исходного семпла

 

Прослушав несколько файлов, я понимаю, что тон имеющихся в наличии звуков слишком высокий. И поэтому, первый инструмент который я применяю, это pitch shift.

pitch shift

Понижение тона

 

Далее лееринг. Комбинация различных семплов для создания удовлетворительного звучания.

Лееринг

Подобрав, смешением разных семплов удовлетворяющий меня звук щелчка выключателя, я счел, что не хватает звука электричества. Но сложность в том, что электричества в библиотеке нет. Там только звуки металлических замков и звон ключей. И тогда мне приходит в голову мысль, попробовать сделать «искрение» из звона ключей. На первый взгляд звучит странновато. Звук ключей с явно выраженным звоном, а электричество ближе к треску. Но почему бы не попробовать? В итоге, с помощью комбинации дилея питч шифта и дисторшена мне удается получить нечто похожее на электричество.

Исходник для электрического искрения

Настройки для звука электричества

Обработанный файл

После этого, внимательно посмотрев на видео, я прихожу к выводу, что кроме щелчка выключателя будет не лишним озвучить включение лампочек и анимацию скрытия выключателя. С анимацией сокрытия все просто, подбираю подходящий металлический звук из имеющихся, микширую с другим, немного правлю огибающую громкости и готово.

Огибающая для озвучки анимации скрытия

Остается только красиво озвучить лампочки. Если бы я не поставил сам себе задачу справиться ограниченными средствами, то безусловно взял бы для лампочек какой-нибудь красивый синтетический звук. Из библиотек или синтезаторов. Но так было бы слишком просто. Поэтому, чтобы озвучить звук лампочек металлическими щелчками так, чтобы это было интересно, придется обработать их какими-нибудь эффектами. Конечно, если не выдумывать самому себе ограничения на ровном месте и применять весь доступный арсенал средств для саунд-дизайна, то от возможностей может пойти кругом голова. Но придется следовать установленным правилам и использовать только те плагины, которые есть в поставке Reaper. Хорошо, пусть будет так. Первое, что мне взбрело в голову, это использовать комбинацию фленжера и хоруса. По моему, результат получился вполне забавный.

Исходник для лампочек

Фленжер и хорус для придания «кибернетичности»

Лампочки после обработки

На этом я решил закончить с данным экспериментом и только добавил на мастере немного эквализации, реверберации и слегка закомпрессировал.

Обработка на мастере

С саунд-дизайном, как и с ремонтом. Закончить нельзя, можно только остановить. И пожалуй, пришло время это сделать. И прежде чем поставить большую финальную точку и выложить результат деяний, я хочу вернуться к тому вопросу, который затронул во вступлении. Я планирую продолжить производство звуковых библиотек с учетом совершенных ошибок в производстве первой и делать последующие лучше и лучше. Не секрет, что в первую очередь все это планируется для коммерческого применения, то есть на продажу. Но совершенно точно, из каждой новой библиотеки будет выделяться небольшая часть файлов, которые будут выложены в свободный доступ для использования без каких-либо ограничений. Именно из такого набора я взял семплы для сегодняшнего практикума. И я не забыл, что хотел сказать подробнее про взрывы и выстрелы. Моя идея в том, чтобы вернуться к этой теме, когда у меня появится самостоятельно записанный материал, подходящий для дизайна выстрелов или взрывов. Или, может быть, у меня появится возможность сделать такую запись. Так или иначе, планов много, думаю, что будет много интересного и помимо выстрелов.

Пример из практикума ниже. До новых встреч.